Содержание
Зачастую клиенты банка, обращаясь за кредитом, не осознают последствий, возникающих в результате появления просроченной задолженности по договору. Кредитор вправе обратиться за помощью к специальным агентствам, сотрудники которых – коллекторы, не всегда корректно выполняют свои обязанности. Их цель – вернуть задолженность любой ценой, поэтому в своей работе они применяют различные психологические приёмы, направленные на устрашение должника.
Как написать жалобу на коллекторов?
Вступивший в силу Федеральный закон от 03.07.2016 №230-ФЗ «»О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»» ограничивает деятельность коллекторских агентств, запрещая им использовать следующие методы и приёмы:
- силовое воздействие;
- угрозы жизни и здоровью;
- введение в заблуждение;
- одностороннее увеличение суммы задолженности и пр.
Однако ряд коллекторов продолжает действовать по старинке, используя весь доступный арсенал. Сдержать не в меру ретивого сотрудника помогает обращение в соответствующие инстанции с жалобой, в тексте которой необходимо отразить основные моменты:
- данные о заявителе и коллекторском агентстве/кредитной организации;
- суть ходатайства со ссылкой на нарушенные статьи законов и других правовых актов;
- приложение основных документов (записи, письма, договора и пр.).
В какие инстанции подаётся жалоба?
Получая угрозы по телефону, первой реакцией человека станет обращение в полицию как органы охраны правопорядка и жизни граждан. Однако здесь редко принимают в работу подобные заявления, предпочитая работать по уже свершившимся фактам правонарушений и преступлений, нежели предпринимать профилактические и упреждающие меры.
Близкая по сфере деятельности инстанция – прокуратура, которая обязана разбираться со всеми обращениями граждан. Однако дело будет продвигаться гораздо быстрее, если заявитель сам предпримет ряд мер, приложив результаты обращений в другие организации к своему заявлению для прокурора. К числу таких служб относятся Роскомнадзор и Роспотребнадзор.
Образец жалобы в Роскомнадзор
Один из излюбленных приёмов коллекторов – звонить не только должнику, но и его работодателю, соседям, родственникам и т.д. Такой метод нарушает право граждан на неразглашение персональной информации, за соблюдением которого следит Роскомнадзор. Сообщить об этом можно двумя путями:
- отправив жалобу в письменном виде;
- заполнив форму заявления на сайте ведомства.
В любом случае в тексте ходатайства необходимо отразить следующие моменты:
- персональные и контактные данные заявителя;
- тему обращения – нарушение права на неразглашение персональной информации, гарантированного п.1 ст. 23 Конституции РФ;
- суть жалобы с указанием предыстории – как возникла задолженность, какие меры предпринимались должником, какие действия произведены банком и коллектором;
- просьба о восстановлении законных интересов и наказания виновных.
К жалобе прилагают записи разговоров, сканы электронных писем, копии почтовых отправлений и других, имеющих отношение к делу документов.
Скачать и ознакомиться с образцом жалобы в Роскомнадзор на коллекторов.
Образец жалобы в Роспотребнадзор
Жаловаться в Роспотребнадзор на коллекторское агентство невозможно, поскольку клиентами коллекторов являются банки. Поэтому в заявлении необходимо указывать на неправомочные действия сотрудников банка, если они имели место быть:
- передача персональных данных третьим лицам без согласия должника;
- отсутствие попыток досудебного урегулирования спорного вопроса;
- отсутствие судебного решения.
Ходатайствовать можно как традиционным способом, отправляя заявление почтой или заполняя его в ближайшем отделении Роспотребнадзора, так и в режиме онлайн – на сайте ведомства. В любом случае в документе должна быть отражена следующая информация:
- персональные и контактные данные заявителя;
- тематика жалобы – некачественное оказание услуг банками и другими кредитными учреждениями;
- суть обращения – кратко, ёмко и логично;
- просьба восстановить справедливость и нарушенные права, призвав виновные лица к ответственности;
- приложение – записи разговоров, копии бумажных документов, сканы электронного документооборота и др.
Скачать и ознакомиться с образцом жалобы в Роспотребнадзор на коллекторов.
Таким образом, обращение с жалобой в Роскомнадзор и Роспотребнадзор позволит привлечь активных коллекторов к административной ответственности в виде штрафа и устранения нарушений по предписанию ведомственных структур. Срок рассмотрения подобного заявления составляет один месяц. Если давление со стороны взыскателей продолжается, следующим шагом станет обращение в прокуратуру.