Содержание
Организм маленького человека имеет множество отличий от организма взрослого человека. Самый главный момент, обусловливающий эти различия, — незрелость органов и их систем. Эффективность воспитательного процесса в саду напрямую зависит от того, насколько будут учтены потребности растущего организма, который в этом возрасте крайне уязвим для различных неблагоприятных влияний: вредных факторов среды и инфекционных агентов (бактерий, вирусов и т. д.). Минимизации негативных влияний способствует соответствование определенным правилам – СанПиН для детских садов 2019 года.
Технологические карты для детсадов
В ДО должно быть разработано примерное десятидневное меню, в соответствии с которым необходимо осуществлять ежедневное питание воспитанников.
Предусматривается, что приготовление пищи нужно осуществлять в соответствии с технологическими картами (п. 15.5). При этом тем же пунктом указано, что фактическое питание необходимо осуществлять соответственно утверждённому меню.
Технологическая карта представляет собой подробное описание приготовления определённого блюда. Она содержит:
- название сборника, из которого берутся рецептуры;
- название сырья, из которого готовится пища;
- указание массы сырья (брутто и нетто);
- вес готовой пищи;
- химсостав пищи;
- содержание в блюде витамина С (отдельно витаминизируются третьи блюда).
В конце технологической карты указывается технология приготовления (тушение, запекание и т. д.). Внимание: для детской пищи используются щадящие технологии (то есть, без жарки, внесения острых приправ, уксуса и т.п.).
Таблица СанПиН в детском саду
В форме таблиц в СанПиНе по детсадам изложена следующая информация:
- Размеры столов и стульчиков для детсадовцев, которые должны быть соответствующим образом промаркированы и подобраны по группам от 00 до 4 (ст. 6.6, Т. 1).
- Временной интервал обучающих занятий и состав групп физвоспитания (ст. 14, Таблица 2).
- Нормы содержания питательных веществ и энергетической ценности в питании дошкольников за сутки (ст. 15.1, Таблица 3).
- Процентное распределение калорийности между приёмами пищи (ст. 15.4, Таблица 4).
- Рекомендации по распределению размеров групповых ячеек, служебных комнат и бытовок (Прил. 1, Таблицы 1 — 5).
- Размещение осветительных приборов (Прил. 2).
- Микроклиматические нормы для помещений детсада в зависимости от их предназначения и климатического района (Прил. 3).
- Список оборудования, рекомендованного для оснащения детсадовских пищеблоков (Прил. 4).
- Пример оформления журнала бракеража сырья, принимаемого на пищеблок (5).
- Пример оформления журнала, в котором регистрируется температура в холодильниках пищеблока детсада (6).
- Пример оформления технологических карт по приготовлению пищи (Приложение 7).
- Образец составления бракеражного журнала готовой пищи и журнала С-витаминизации (Прил. 8, Таблицы 1 и 2).
- Перечень недопустимых в кормлении дошкольников пищевых продуктов (9).
- Перечень рекомендуемых продуктов для суточного кормления воспитанников детского сада и их количество (10).
- Список продуктов, которые рекомендуется включать в питание дошкольников (11).
- Пример составления десятидневного меню (12).
- Общий вес блюд по отдельным приёмам пищи (13).
- Таблица продуктов для замены в случае отсутствия продукта, заявленного в меню (14).
- Последовательность введения прикорма для контингента до года (15).
- Образец ведения журнала осмотра работников пищеблока и лиц, участвующих в пищераздаче, на признаки кожных и респираторных заболеваний (16).
Таблицы, содержащие нормы санитарных правил в детском саду, содержатся частично в тексте самого СанПиНа, а большей частью в приложениях.
Посмотреть актуальные таблицы СанПиНа и приложения вы можете здесь.
Обязанности воспитателя
Все родители отмечают, что, пока малыш контактирует только с родителями, он практически не болеет. Зато, как только он отправляется в детский сад, болезни следуют одна за другой. Этому явлению есть несколько связанных между собой объяснений.
Первое – это несформированность иммунитета (до полугода новорождённого оберегают антитела матери, полученные из её организма, а вот с 6ти месяцев и до 6-7 лет – это возраст формирования иммунной системы – маленький человек очень уязвим для различных инфекционных агентов). И именно в этом уязвимом возрасте кроха попадает в детский сад. Второе – это относительная скученность коллектива в дошкольном учреждении (где, как следует из первого объяснения, много людей с точно таким же несформированным иммунитетом). Поэтому дошкольники начинают болеть и передавать инфекции друг другу.
Именно поэтому обязанностью как руководства детсада, так и его должностных лиц и рядовых работников является соблюдение требований санитарных правил для того, чтобы оградить дошкольников от неблагоприятного влияния внешней среды. В каждой ячейке необходимо соблюдать:
- режим уборки, обработки игрушек и инвентаря, стирки белья и мытья посуды;
- нормы комплектации ячеек;
- режим дня дошкольников, включая организацию занятий, физвоспитания и закаливающих процедур;
- необходимую периодичность осмотров воспитанников на педикулёз, проведение термометрии и выявление симптомов респираторных заболеваний;
- режим проветривания;
- правильную организацию кормления;
- своевременное прохождение всеми работниками медосмотров (как периодических, так и при вступлении в соответствующую должность).
Соблюдение санитарных требований как обязанность работников детских учреждений прописано в ст. 20.1 СанПиН. Согласно указанной норме за исполнение норм ответственным является руководство организации, которое и должно контролировать соблюдение правил всеми работающими в детском саду.
График проветривания
Во избежание заражения воспитанников различными инфекционными заболеваниями, а также с целью снижения концентрации вредных веществ в воздухе в ячейках организуется регулярное проветривание. При этом должны быть соблюдены следующие правила:
- согласно п. 4.11 спальни (или групповые, если сон осуществляется в них) нужно проветривать в течение получаса до сна дошкольников;
- всё должно подвергаться регулярному проветриванию (п. 8.5), при этом проветривать нужно каждые полтора часа по 10 минут;
- проветривание может быть сквозным и угловым, но в присутствии детей нельзя устраивать сквозное проветривание (при них проветривают путём открывания окон только с одной стороны помещения);
- также недопустимо устраивать проветривание через санузлы.
Следует учитывать, что проветривать допустимо в разумных пределах: температура при этом не должна падать ниже, чем на 2 – 4 градуса. А при низкой температуре наружного воздуха все окна и форточки нужно закрыть за 10 минут до укладывания детей на дневной сон. Чтобы не допустить чрезмерного понижения или, напротив, повышения температуры воздуха, в ячейках должны быть термометры (п. 8.9).
Требования к помещению
Санитарные правила регламентируют и особенности устройства помещений детской организации. Это делается с целью максимального группового разобщения, чтобы снизить опасность передачи инфекций. В СанПиН по ДО этому посвящен 4-й раздел. Вот основные требования к помещениям:
- группы детей младше трёхлетнего возраста (ясли) нужно размещать на 1 этаже (п. 4.3), а для остальных – не выше третьего;
- нельзя размещать групповые и медкабинеты в подвале и цоколе (п. 4.5);
- при размещении ячеек особенно важен принцип групповой изоляции, при этом для групп воспитанников до 3х лет должен быть отдельный вход с групповой площадки (однако пунктом 4.10 допускается общий вход для всех перечисленных ячеек, но не более, чем 4х);
- согласно пункту 4.11 в каждом помещении для размещения группы должны быть: раздевалка, санузел (туалетная и умывальная), буфетная, спальня (отдельной спальни может не быть, сон можно организовывать непосредственно в групповой);
- кроме указанных помещений, должны быть залы для физкультуры и музыкальных занятий (4.17);
- устройство пищеблока зависит от способа организации кормления (на сырье, буфет-раздаточная (4.26, 4.27);
- СанПиНом рекомендовано устройство помещений для стирки и глажки белья (4.35).
Предусматриваются и требования к отделке помещений: стены, потолки и полы не должны быть деформированы или поражены грибком, также приводятся рекомендации к цветовому оформлению (раздел 5).
Количество детей
Переуплотнение опасно повышенной вероятностью распространения контагиозных заболеваний (как инфекционных, так и паразитарных). Поэтому существуют санитарные требования к наполняемости групп:
- согласно п. 1.9 для воспитанников до 3хлетнего возраста нужно не менее 2,5 кв.м./чел., а после 3х лет – не менее 2х кв.м. (до 2014 года это правило распространялось на фактический состав, а после 2014 расчёт следует производить по списочному составу);
- для групп коррекционной направленности нормируется наполняемость по количеству в зависимости от сложности дефекта и особенностей развития детей (она варьирует от 5 до 15 человек – п. 1.11);
- для комбинированных групп (где присутствуют воспитанники с особенностями развития вместе с детьми без особенных потребностей) – 10 – 17 человек.
В случае наличия детей с особенными потребностями требования к наполняемости предусмотрены, в том числе с целью снижения нагрузки на воспитателей и дефектологов с тем, чтобы они могли больше уделить внимания каждому воспитаннику.
Прогулки и питание
Санитарными правилами рекомендуется организация прогулок дважды в день (до и после дневного сна). Дети гуляют на прикреплённой к группе площадке, оснащённой теневыми навесами и другим игровым и спортивным оборудованием. Если у детсада нет своей площадки, то пунктом 3.6 допускается использование скверов, парков и других подобных территорий.
Кормление должно быть организовано в соответствии с утверждённым примерным меню (на 10 дней). При этом фактическое кормление должно соответствовать этому меню с поправкой на замену продуктов при недовозе продуктов или привозе недоброкачественных продуктов.
Соблюдение норм питания крайне важно именно в дошкольном возрасте, поскольку в этом возрасте происходит наиболее интенсивное развитие и рост. Так что СанПиН регулирует калорийность и содержание белков, жиров и углеводов в кормлении дошкольников.
Санитарные правила служат охране здоровья воспитанников детсадов, поэтому их выполнение необходимо для всех их работников. При этом стоит учитывать, что отвечать в случае нарушений будет руководитель учреждения, который вправе распределить ответственность между должностными лицами дошкольного учреждения.