В России, как и в других странах, острой является проблема коррупции. Ее решают комплексными последовательными мерами, направленными, как на искоренение, так и на недопущение возникновения этих факторов. Коррупции благоприятствуют подзаконные нормативно-правовые акты (коротко, НПА). Для предотвращения развития подобной ситуации служит антикоррупционная экспертиза.

Чиновничье самовольство

Чиновничье самовольство

Первым фактором коррупции являются широкие дискреционные полномочия. Они заключаются в неопределенности или отсутствии причин для решения. Кроме того, у разных госорганов или чиновников могут наблюдаться одни и те же полномочия. В дословном переводе «дискреционный» означает «действующий по своему».

Таким образом, ситуация складывается таким образом, что чиновник получает слишком большую свободу и возможность решать в интересах себя и лиц, которых лоббирует. Примеров существует очень много. Так, если в административном порядке не даются сроки для того, чтобы принять то или иное решение, то должностное лицо может использовать этот пробел в своих интересах, например, если ему предложат ускорить процесс за определенную «благодарность». Еще один фактор коррупции раскрывается при специальном превышении своих полномочий, чем весьма часто пользуются властные структуры.

Пробелы

Отсутствие в законах соответствующих норм и института антикоррупционной экспертизы является причиной того, что чиновники могут составлять подзаконные акты, которые помогут в обогащении или получении иной выгоды. Подобная ситуация в России имела место в 90-е годы прошлого столетия. Тогда прежнее законодательство перестало действовать, а новые законы принимались не один год. В тот момент и отмечалось большое количество юридических коллизий.

Этот фактор развился потому, что законы не принимают по разным поводам, регулируя правоприменение частного характера. Однако возникновение спорных положений служит подспорьем для того, чтобы принять НПА, способные уладить такие вопросы. Таким образом, могут разрешиться отдельные виды деятельности госорганов.

Как о факторе коррупции, стоит говорить о данном положении тогда, когда работа не описана прозрачно, со всеми деталями. Государству нужна система, когда чиновник обязан знать, где заканчиваются пределы его полномочий, не выходить за них, а также нести всю ответственность за противоправные деяния коррупционного характера. Если работа продвигается эффективно и четко по закону, что подтверждает проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, то человеческий фактор, о котором часто вспоминают при огромных масштабах взяточничества, будет исключен.

Неясность

Коррупционные противоправные деяния возникают из-за того, что отсутствуют определенные административные меры. Поэтому и в данном случае, проблема касается несовершенства законодательства. Чтобы этот фактор был пресечен, государством должны приниматься нормативно-правовые акты, предусматривающие различные административные действия, необходимые для решения интересов общества.

Бывает, когда в законодательстве дается немного размытая формулировка. Из-за недостаточного описания административных действий, многое может быть оспорено. Взять, к примеру, ст.80 Конституции, в которой сказано о том, что президент – это представитель своего государства в других странах. С другой стороны, подробного разъяснения этого права – нет.

На этом примере можно сказать и о том, что трактовать фактор коррупции в буквальном его смысле является неверным. Нельзя к такому явлению относиться несерьезно. Часто противоправные действия, носящие коррупционный характер, случаются из-за пользования чиновниками неясных формулировок закона, которые регулируют их деятельность и применяют положения со своей выгодой. Поэтому, в основном, деятельность должностных лиц во властных структурах строится на подробном описании, указанном в НПА. А проверку соответствия им необходимым требованиям обеспечивает независимая антикоррупционная экспертиза.

Аукционы

Государственные тендеры являются большой нишей для обогащения незаконным путем. Коррупция в настоящее время базируется на бюджетных конкурсах. Причем вопрос касается самых разных видов деятельности: и строительства больших зданий, и производства продукции, предназначенной для нужд государства. Тендеры, осуществляемые на базе конкурса, по своей сути, не являются видами факторов коррупции. Их применяют, как удобный способ на пути обогащения, если государственная система является несовершенной, а борьба с противоправными деяниями экономического характера находится в плачевном состоянии.

В результате того, что был установлен и не раз применялся порядок проведения антикоррупционной экспертизы в отношении аукционов, выяснилось, что традиционно они применяются так. Чиновники, которые проводят данное мероприятие, влияют на итоговое решение о победителе. Проект передается компании, предлагающей оптимальную цену. Конечно, деньги, тогда пойдут непосредственно и чиновнику. Выражаясь простым языком, это определенная форма отката.

В то же время, должностные лица нередко разыгрывают тендеры для тех компаний, у руля которых находятся родственники или иные близкие люди. Нередко коррупционная картина в нашей стране выглядит следующим образом. Организация, которая имеет связи с государственными органами, получает проект, но выполняет его далеко не самым лучшим образом. Зато определенный процент передается в руки чиновнику, что, без сомнения, влияет на конечный результат. Новая дорога станет недолговечной, и новому зданию вскоре будет нужен ремонт и прочее. Для этого будут проводиться новые аукционы, благодаря которым чиновники снова смогут обогатиться.

Оффшоры

Оффшоры

Методика проведения антикоррупционной экспертизы показала, что по статистике факторы коррупции демонстрируют такую схему с конкурсами, которая во многом вытеснила старый «добрый» коррупционный метод, когда деньги передавались напрямую госслужащим при оказании каких-то услуг. Эта многоуровневая сеть, для реализации которой иногда создают так называемые компании-однодневки. После того, как государственный заказ получен, они вдруг исчезают.

При помощи компаний-буферов, однодневок и других способов госслужащие переводят денежные средства за границу, отбросив на задний план прямую передачу денег. Таким образом, основанное на оффшорах, происходит отмывание денег, которые оседают на заграничных счетах или производится легализация средств компаниями.

Барьеры

Кроме этого, к факторам коррупции относят завышенные требования к гражданам, которые необходимы для реализации их прав. Чиновничий аппарат устанавливает очень трудные для выполнения барьеры, которые не дают людям и организациям получать необходимую для них помощь. Это раскрывается через обычное превышение должностных полномочий. Что такое «административные барьеры» — знают все. К их числу могут относиться большое количество справок, нескончаемые очереди и прочее. Все это является питательной средой для появления коррупции.

Закон об антикоррупционной экспертизе

После кропотливого труда в конце 2008 г. в России приняли закон, согласно которому и проводится антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов. Он появился после ратификации международной Конвенции ООН. В нем регулируются способы борьбы с казнокрадством и взяточничеством. Благодаря введенному институту, стала возможной периодическая переоценка административных мер и актов.

Еще в 2003 году были выпущены исследования фонда стратегических разработок «Индем» в виде памятки. С нею определяют присутствие в работе властных структур факторов коррупции. Памятка была основана на аналогичном опыте западных стран. Это были первые исследования подобного рода. Они выявили факт того, что государственные структуры сильно подвержены коррупции. При этом связь прослеживалась далеко не только вследствие жадности чиновников и их стремлением обогащения.

Естественно, такие лица существуют везде. Однако, в развитых странах существуют механизмы, направленные на борьбу с подобными фактами. В России же, такой защиты выработать еще не успели. Поэтому все шло к тому, чтобы были приняты соответствующие меры.

Главным направлением антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, является проверка НПА. Она является одной из предупредительных мер против коррупции, и направлена на содействие в создании честных властей, коммуникации с общественностью, а также его участием в политических процессах и убирании административных барьеров с бизнеса.

Ее проводит прокуратура и Министерство юстиции. Они решают разные задачи. К примеру, прокуратура составляет требования, являющиеся обязательными. С целью улучшения конкретного НПА проводится несколько экспертиз – до тех пор, пока акт не будет соответствовать всем предъявленным требованиям.

Антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов и их проектов, в основном, служит тому, чтобы обеспечить меры безопасности охраны от появления фактора продажности чиновников, который появляется в разных областях деятельности.

Взять, к примеру, депутатов, которые участвуют в процессе правотворчества. Они могут подвергаться различному влиянию. Так, в 2002 году было доказано, что 80 членов Совета Федерации из 179 лоббировали чьи-то интересы или сами являлись предпринимателями.

Заключение

Фактор коррупции является очень серьезной проблемой в государстве. В то же время нельзя не отметить тенденции, которые способствуют разрешению проблемы. После принятия закона, социальные услуги стали предоставляться властями несколько в ином виде. Гражданам, к примеру, стало гораздо проще получать запрашиваемые документы. Однако проблема остается, и антикоррупционная политика продолжает развиваться и совершенствоваться.