Закон о противодействии коррупции важен не только как гарант незыблемости государственного уклада, но и с гражданской, обывательской точки зрения. Даже само слово «коррупция» (coruptio) переводится с латинского как «подкупать», «портить». Это явление известно человечеству задолго до появления денег в современном их понимании, со времен товарно-бартерных отношений и, видимо, паразитировало даже на теле первообщинных кланов. Ныне же это постоянный, хоть и весьма нежеланный спутник государственности.

Что нам известно о коррумпированности и взяточничестве

Компетентность и эффективность законов о противодействии коррупции

Историки утверждают, что уже законы Хаммурапи, жившего почти четыре тысячелетия назад, предусматривали особую статью, согласно которой взяточников сурово наказывали. Одна из литературно-юридических памяток (клинопись), упоминает о коррупции в управленческом аппарате древнего Вавилона. Массовые всплески ничем неприкрытого мздоимства зафиксированы в документах времен вавилонского пленения евреев в 597-538 гг.

Коррупция в современных российских реалиях (и прочих странах СНГ) достигла действительно невероятных масштабов. И это в тот момент, когда РФ находится и в без того сложных социально-экономических условиях. Мздоимство поглотило не только отдельные республики, оно отрицательно сказывается на общей обстановке в Федерации.

Бороться с этим явлением можно только системно, так как оно нарушает порядок управления государством и подрывает авторитет управленческой верхушки. Нужен не только план, но и определенные действия государственных органов. Гражданские инициативы тоже не должны оставаться в стороне, обеспечивая гарантированный государством принцип равенства перед судом и законом.

Антикоррупционное законодательство — важный шаг противодействия

В этом плане принятие ФЗ от 25.12.2008г, за №273 «О противодействии коррупции» можно расценивать как необходимый шаг на пути к стабилизации отношений между обществом и власть имущими. Появляется логичный вопрос: «Зачем нужен подобный закон, если в действующем законодательстве РФ уже прописаны разные виды ответственности за взяточничество, коммерческий подкуп и злоупотребление властью?».

Конечно, все это так, но карательные функции не единственное, что обеспечивается государством, обязательно нужно уделить внимание профилактике и предупреждению взяточничества. И именно с этой целью был разработан и внедрен целый комплекс мероприятий, дающих возможность предотвратить даже саму мысль о коррупционном поведении, а также позволяющий выявлять и пресекать факты подобных действий.

Вне зависимости от периодов и эпох, причины возникновения коррупции всегда едины, а связь ее с государственным аппаратом — неразрывна. Социологи и политологи не берутся судить о реальных шансах полностью победить коррупцию, однако они настаивают, что особые меры, принимаемые в области экономики, юриспруденции и организации управления государством, приведут к минимизации такого явления, как привычка просить и брать взятки. Равенство перед законом является гарантом честности гражданина, живущего в правовом государстве.

Характеристика антикоррупционного закона в Российской Федерации

Компетентность и эффективность законов о противодействии коррупции

Зачем нужны законы о противодействии коррупционным схемам? Рассматривая ФЗ «О противодействии коррупции», нужно заметить, что он является не столько нормативно-правовым, сколько программным документом. Благодаря ему выделены основные направления деятельности государственных органов, отвечающих за успешность борьбы с коррупцией. Указы и постановления, изданные на основе данного закона, устанавливают сферу применения антикоррупционной политики, выделяя, в первую очередь, направление служебных отношений. Кроме того, все официальные ожидания и результаты фиксируются, предоставляясь гражданам РФ в открытом доступе.

Только с этой позиции следует давать оценку необходимости и важности закона. Естественно, после его принятия последовала вполне ожидаемая критика, затрагивающая вопросы сложности реализации предписанных действий. Выступая как нормативные акты программного толка, комментируемые постановления требуют незамедлительного принятия ряда развивающих их положения документов. По сути, это акт, систематизирующий разные правовые нормы с целью борьбы со взяточничеством:

  • это первый шаг на пути формирования самодостаточной законодательной отрасли по противодействию коррупционерам;
  • определен ряд противоправных деяний, отраженных в законе в качестве коррупционных;
  • выделены формулировки определяющих понятий и принципов;
  • созданы подкрепляющие нормативные акты, доработка которых приведет к уменьшению рисков.

Комментируемый ФЗ в юридической практике РФ является актом прямого регулятивного действия, вовлекая в процесс и социум. В чем, собственно, и состоит его ценность. В документе четко прописаны запреты, ограничения, нормы ответственности и обязанности граждан, вне зависимости от их статуса, должности и заслуг. Закон применяется как на общегосударственном, так и на муниципальном уровне, являясь системообразующим звеном правовой основы противодействия коррупции.

Характеристика антикоррупционного закона в Республике Казахстан

На текущем этапе формирования антикоррупционного законодательства РК к процессу создания действующей системы привлекаются специалисты самых различных отраслей юриспруденции. Это повлекло множество изменений в порядке поступления граждан на государственную службу, изменило правовое положение госслужащих, требования к ним. Наложило и ограничения в их работе и социальной жизни.

Главные изменения пришлись на долю закона РК «О государственной службе». Правки внесены в статус служащих на политическом поприще, например, в ст.18-1 установлены правила ротации. Теперь в налоговой службе не могут работать лица, привлекавшиеся ранее по делу о коррупционных правонарушениях (п.6-3 ст. 4). Руководителя государственного уровня, принявшего на работу лицо, ранее уволенное за коррупцию, самого могут уволить с занимаемой должности (п.7-2 ст.27).

Полностью изменен подход к аттестации и конкурсному набору. Концептуально новую модель разрабатывали сотрудники Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы. Была опробована двухэтапная процедура конкурса на занятие административных должностей, внедрили новую систему оценки качества проведенной чиновниками работы.

Особое внимание уделили и мерам по борьбе со взяточничеством. Наглядный пример — Указ Президента КР №793 от 22.04.2009 «О дополнительных мерах по усилению борьбы с преступностью и коррупцией и дальнейшему совершенствованию правоохрани­тельной деятельности в Республике Казахстан». В нем выражена необходимость внедрения кардинальных новшеств в антикоррупционные законы. Кроме того, Президент потребовал усовершенствовать и унифицировать подзаконные акты, касающиеся правоохранительных служб.

Был написан и принят закон РК «О правоохранительной службе», регулирующий общественные отношения, связанные с поступлением на правоохранительную службу, ее прохождением и прекращением, определением правового статуса, материального обеспечения и социальной защиты сотрудников правоохранительных органов». С особым ударением на важности антикоррупционной борьбы. Это отлично видно по содержанию главы №2.

Пункт 6.ст.6 гласит, что на службу в правоохранительные органы не могут поступить:

  • лица, отказавшиеся принимать ограничения, предписанные в законодательстве с целью предотвращения действий, которые могут спровоцировать их на использование своего статуса и авторитета в корыстных целях;
  • лица, которые за три года до поступления на службу привлекались к ответственности по делу о коррупции;
  • лица, на которых за год и менее перед поступлением на службу суд налагал взыскание за предумышленные противозаконные деяния;
  • лица, совершившие коррупционные преступления;
  • лица, ранее уволенные с работы за коррупцию.

Принятием закона от 29.12.2010 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам государственной службы и борьбы с коррупцией» были закреплены правки антикоррупционной направленности.

Перед антикоррупционными ФЗ России, как и перед подобными им подзаконными актами, принятыми в РК, ставится только одна цель — предупредить возможность дачи/получения взятки должностному/должностным лицом, что способствует прозрачности гражданско-правовых отношений и становлению государственности.