Кредитование на сегодняшний день является довольно распространенной услугой. Многие граждане для решения своих финансовых проблем обращаются в банки или другие финансовые учреждения для оформления займа. Между банком и заемщиком заключается кредитный договор, в рамках которого регулируются их взаимоотношения. В том случае, если гражданин своевременно не возвращает заемные средства, банк вправе привлечь для взыскания коллекторов.

Эти лица очень часто нарушают права заемщиков: звонят в любое время суток, засыпают письмами и смс-сообщениями и буквально не дают прохода гражданам. Как обезопасить себя и пресечь деятельность коллекторов – расскажем в данной статье.

Как пожаловаться на коллекторов в банк?

Фото 1

Банки могут воздействовать на должников с помощью коллекторов. Последние, в свою очередь, могут проводить процедуру взыскания задолженности при наличии для этого законных оснований. Поскольку первичным кредитором – лицом, с которым у заемщика возникли правоотношения, является банк, то он может поручить коллекторам функции взыскания по агентскому договору.

По условиям агентского договора коллекторы осуществляют взыскание долгов, за что получают от банка определенное вознаграждение. Для взаимодействия коллекторов с должниками банк передает им информацию о заемщиках, в частности: личные данные, адреса проживания, телефоны, адреса электронных почт и т.д.

Кредитор обязан уведомить заемщика о привлечении коллектора для взыскания задолженности в 30-дневный срок согласно ст. 9 ФЗ № 230.

По какому праву банковские учреждения передают коллекторам сведения о должниках? Дело в том, что при оформлении займа, гражданин дает свое согласие на обработку и использование персональных данных. Такое разрешение должно быть получено от заемщика в письменной форме.

В России действует ФЗ № 152 «О персональных данных», защищающий права гражданина при обработке и использовании данных о нем.

В любой момент лицо может отозвать свое согласие на использование личных данных. Потребуется направить соответствующее заявление в банк. Таким способом можно прекратить взаимодействие с коллекторами.

В какой банк подается жалоба?

Направить заявление о запрете использования персональной информации необходимо в то банковское учреждение, в котором был оформлен займ. Именно здесь хранится вся первичная документация о должнике и его финансовых обязательствах. Получив такое заявление, банк тут же должен уведомить коллекторов о невозможности дальнейшего использования данных.

Обратите внимание, в заявлении можно указать какие именно данные не должны больше использоваться третьими лицами: телефоны, адреса электронной почты. По желанию заемщик может оставить другие доступные контакты для связи с ним, которые соответственно могут быть использованы.

Заявление необходимо подать в 2 экземплярах: одно – для банка, на втором – сотрудник, принявший документ, должен проставить об этом отметку и вернуть заявителю его экземпляр.

Жалоба в ЦБ

Все банковские учреждения в РФ получают лицензию на осуществление деятельности в Центральном банке. Банки подотчетны ЦБ России и поэтому все жалобы граждан рассматриваются этим учреждением.

Если гражданин направил заявление на отзыв согласия об использовании персональных данных, но при этом от банка не поступило ответа и при этом коллекторы продолжают звонить и писать человеку, рекомендуется обратиться с жалобой в ЦБ РФ.

Жалоба в ЦБ должна содержать требование о вынесении предписания банку, который распространяет незаконным путем сведения о заемщике. В подтверждение слов необходимо приложить копию заявления в банк с отметкой о его принятии.

Составление жалобы: основные правила

Фото 2

Жалоба в банк на коллекторов составляется в виде заявления, в котором гражданин просит провести проверку законности действий кредитора, а в случае выявлений нарушений – устранить их и применить санкции к нарушителю. Как таковой строгой формы жалобы законом не предусмотрено. Она составляется в произвольной форме. Однако, этот документ должен быть изложен четко, лаконично и понятно.

Основные правила составления жалобы:

  • Обязательно указывается наименование и адрес организации, куда адресована жалоба;
  • Указываются сведения о заявителе (ФИО, адрес проживания, контактные данные);
  • Описывается суть сложившейся ситуации (когда был заключен кредитный договор, с какой организацией, было ли предоставлено согласие на использование личных данных, каким образом банк нарушил права, когда было подано заявление в банк о запрете использования данных, какие действия последовали далее);
  • Указываются требования заявителя (провести проверку, наказать нарушителей);
  • Любые требования необходимо обосновать юридически, сославшись на нормы закона;
  • К жалобе прилагаются документы, на основании которых она составлялась;
  • Ставится дата и подпись.

И, пожалуй, еще одно главное правило – это изложение текста без эмоций.

Сроки рассмотрения жалобы в банке обычно занимают от 7 до 20 дней в зависимости от необходимости проведения длительных разбирательств. По итогу заявителю должен быть предоставлен письменный ответ.

Образец жалобы в банк

Чтобы жалобы была рассмотрена и удовлетворена как можно быстрее, очень важно составить ее правильно. Для этого можно обратиться за помощью к юристу или воспользоваться образцом, представленным ниже.

Скачать образец жалобы в банк на коллекторов.

Оформляя в банке займ, у заемщика обычно требуют его согласие на использование персональных данных. Если таковое было получено, то в последствие кредитор имеет право передать данные коллекторским компаниям или другим лицам. Поэтому, коллекторы, имея телефоны и адреса заемщиков, активно звонят, рассылают письма и приходят по месту жительства. Если такие действия являются слишком навязчивыми, нарушающими права гражданина, то человек может пожаловаться в банк и отозвать разрешение на использование своих данных. В случае, если это не даст результата, необходимо будет подать жалобу в Центральный Банк РФ.