Согласно положениям Федерального закона от 10.07.2002 №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» все финансовые организации в нашей стране подконтрольны Центробанку. Поэтому любые разногласия между кредитной организацией и клиентом, на разрешённые на уровне конкретного банка, могут быть обжалованы в этой инстанции.

В каких случаях обращаются в Центральный банк с жалобой?

Фото 1

Банк России курирует все кредитно-финансовые организации вне зависимости от их типа:

  • банк;
  • страховая компания;
  • микрофинансовая организация;
  • кредитный кооператив;
  • негосударственный пенсионный фонд;
  • ломбард и пр.

Любое нарушение закона в финансовой сфере со стороны учреждения или её сотрудников может стать поводом для обращения в ЦБ РФ. Однако рекомендуют придерживаться следующего порядка разрешения конфликтной ситуации:

Уровень 1

Результат обращения

Уровень 2

Результат обращения

Уровень 3

Обращение к руководству компании ответ не получен в течение 30 дней претензия в Центробанк получен неудовлетворительный ответ заявление в ФАС, прокуратуру, Роспотребнадзор, Роскомнадзор, Росфинмониторинг
получен неудовлетворительный ответ

На действия банка

Регламентированного спектра вопросов для обжалования не существует, однако в числе наиболее частых причин для подачи жалобы на действия банка или его персонала отмечают следующие:

  • низкий уровень квалификации персонала;
  • ошибки функционирования оборудования;
  • удержание денег без уведомления владельца счёта;
  • необоснованный отказ в предоставлении кредита;
  • навязывание дополнительных услуг;
  • неэтичное отношение персонала к посетителям и др.

На страховую компанию

Действия страховой компании наиболее часто обжалуют перед ЦБ в следующих случаях:

  • отказ в заключении договора ОСАГО;
  • навязывание других страховых услуг – КАСКО, ДСАГО и пр.;
  • от страховщика не получен ответ на заявление в течение регламентированного срока – 20 дней;
  • не принимают документы по страховой выплате;
  • при формировании стоимости полиса ОСАГО не учитывается КМБ.

Отказ в выплате или предоставление страховой компенсации в недостаточном объёме не являются предметом разбирательства при участии Банка России. Эти вопросы разбирают с участием представителей РСА или Роспотребнадзора.

На Сбербанк

Сбербанк является одним из крупнейших банков на территории страны. В жалобах на действия этой кредитной организации встречаются следующие поводы для конфликтов:

  • отсутствие или формальный характер ответа от руководства;
  • отказ в обслуживании счёта или переводе денежных средств;
  • отказ в открытии вклада или получении кредита;
  • изменение в одностороннем порядке условий договора или включение в соглашение пунктов, ущемляющих права клиента;
  • несоответствие рекламируемых условий вклада/кредита реальным требованиям.

Примеры жалоб

Фото 2

Жалоба в Центральный банк РФ может быть подана любым удобным способом, варианты которых отражены в таблице.

Способ подачи

Место подачи

Нюансы подачи

Личное обращение канцелярия регионального отделения ЦБ 2 экземпляра, один остаётся у заявителя после проставления регистрационных данных
Почтовое отправление почтовое отделение 3 экземпляра (ЦБ, региональному представительству, организации), заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения
Электронная форма официальный интернет-ресурс Банка России заполнение формы с прикреплением приложений

Образец на банк

Специального бланка для оформления жалобы на банк не существует, поэтому при составлении документа руководствуются стандартными требованиями к деловой переписке:

  • указание в шапке адресата и персональных данных заявителя с адресом и номером телефона;
  • изложение сути конфликта в эмоционально нейтральном тоне со ссылкой на нарушенные нормативные акты, пункты договорных соглашений и пр.;
  • перечисление удовлетворяющих заявителя вариантов решения проблемы;
  • ссылка на приложенные документы и другие доказательства (аудио и видео материалы, показания свидетелей и т.д.);
  • проставление даты составления и подписи.

Скачать и ознакомиться с образцом жалобы на банк в Центробанк.

Образец на страховую компанию

При составлении жалобы на действия сотрудников страховой компании придерживаются следующих правил:

  • соблюдение структуры документа и логики повествования;
  • использование доказательной базы – документы, видеофиксация на телефон, координаты свидетелей;
  • указание корректных контактных данных для получения ответа и быстрой связи;
  • предоставление нескольких копий – в случае отправки почтой (один экземпляр для Центробанка, второй – для регионального представительства, а третий – для нарушителя).

Скачать и ознакомиться с образцом жалобы в Центробанк на страховую компанию.

Таким образом, действия сотрудников кредитных и страховых компаний могут быть обжалованы в Центральном банке России. Заявление составляют по образцу, придерживаясь принципов деловой этики. Направить ходатайство можно лично, по почте или через интернет-приёмную ведомства.