Содержание
Недовольство обслуживающей дом организацией может стать настоящей головной болью собственников, если своевременно не предпринять действенные меры исправления ситуации. Один из них – досудебный вариант разрешения конфликтных ситуаций путём составления и предъявления претензии.
Претензия в управляющую компанию
Как правило, к составлению претензии в письменном виде приступают, когда устные возмущения не помогают. Наличие этого документа сыграет важную роль в случае перехода рассмотрения дела в жилинспекцию, Роспотребнадзор, прокуратуру или суд. Она имеет силу доказательства предпринятых собственником жилья мер по исправлению и улучшению ситуации.
Образец документа
Специальной формы претензии в виде унифицированного бланка не предусмотрено, однако заявления подобного рода составляются с учётом общих требований к юридическим документам:
- В шапке претензии указываются персональные данные должностного лица и полное наименование организации, а ниже – персональные и контактные данные заявителя.
- В теле документа без лишних эмоций излагают факты, ссылаясь на регулярную оплату услуг управляющей компании, что может быть подтверждено квитанциями, а также на нарушенные статьи и пункты нормативных актов:
- Жилищного Кодекса РФ;
- Правил по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491;
- Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда, утверждённых Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170, и др.
- В требовательной части формулируются сами требования заявителя с указанием сроков принятия мер, а также возможными действиями при оставлении претензии без внимания.
- Проставлены дата написания претензии и подпись заявителя.
Скачать и ознакомиться с образцом претензии в управляющую компанию.
В каких случаях составляется?
К основным причинам, побуждающим собственников квартир пожаловаться на нерадивость исполнения обязанностей УК, относят:
- низкий уровень качества оказанных услуг;
- нерегулярность выполнения обязанностей, несоблюдение нормативных требований;
- нарушение подготовки систем жизнеобеспечения к наступлению нового сезона;
- несоблюдение правил созыва общего собрания;
- сокрытие отчётных сведений о деятельности УК;
- присутствие ошибок (случайных или намеренных) в расчётных квитанциях.
Как правильно написать?
При составлении документа следует руководствоваться приведённым образцом и нормами деловой этики. Основное требование – чёткое и аргументированное изложение фактов и требований, эмоциональность в документах подобного рода неуместна. Следует помнить и о некоторых нюансах, учитывающих основное требование заявителя.
О возмещении ущерба
Настаивать на возмещении ущерба логично в следующих случаях:
- Квартиру затопило вследствие износа общедомовых коммуникаций.
- Припаркованный во дворе автомобиль пострадал от упавшего старого дерева.
- На проходящего мимо жильца упала сосулька с крыши и пр.
В каждом из этих и подобных случаях потребуется доказательство вины управляющей компании, что зачастую требует привлечения независимого эксперта, определяющего причинно-следственные связи и сумму ущерба.
О перерасчёте платы
При некорректном начислении платежей за коммунальные услуги (по завышенным тарифам, например) следует воспользоваться своим правом и составить заявление с требованием провести перерасчёт. К таким документам следует приложить оплаченные квитанции и другие документы, подтверждающие изложенные в претензии обстоятельства дела.
Настаивают на перерасчёте и в следующих случаях:
- подавалась горячая вода несоответствующей температуры;
- температурный режим в помещении не соответствовал нормам;
- отсутствовала вода определённый промежуток времени;
- собственник длительное время не проживал в квартире и т.д.
До подачи претензии необходимо заручиться актом, составленным представителем обслуживающей организации на подтверждение данного обстоятельства. При отсутствии представителя акт можно составить самостоятельно, заручившись подписью свидетелей и отразив данный факт в итоговом документе.
Досудебная претензия
Претензия оформляется в двух экземплярах: один – для УК, второй – для заявителя. При этом у собственника должен быть зафиксирован факт подачи, который можно отразить в двух случаях:
- подать документ лично и дождаться на своём экземпляре визы секретаря о регистрационном номере обращения и дате его приёма;
- отправить документы почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении.
Ответ на претензию УК
Претензия как элемент досудебного урегулирования конфликта должна быть рассмотрена, а ответ на неё оформлен в письменном виде. В содержании ответного документа должны присутствовать:
- ссылки на нормативные акты, их статьи и пункты, оправдывающие действия/бездействие обслуживающей организации;
- перечень принятых мер при согласии с требованиями заявителя либо разумный план устранения недостатков;
- приложение копий документов – платёжные квитанции, договора подряда и пр.
Срок ответа
Если в самом тексте претензии не указаны разумные сроки рассмотрения и предоставления ответа, то действует период по умолчанию. Он составляет максимально 30 календарных дней с момента получения документа представителем УК. Однако в зависимости от изложенных требований может быть существенно короче – основные сроки представлены в таблице.
Суть запроса |
Срок оформления письменного ответа |
Перечень проведённых работ, их качество и сроки выполнения | 5 рабочих дней |
Отказ от претензий с обоснованием причины | 3 рабочих дня |
Требование перерасчёта или возмещения убытков | 10 рабочих дней |
Таким образом, при составлении претензии в управляющую компанию следует руководствоваться нормами деловой этики. Требования должны быть аргументированы положениями нормативных актов и доказаны официальными документами – отчёт эксперта, платёжные квитанции и пр. Отсутствие ответа на претензию – повод обратиться вышестоящие инстанции (жилинспекция, Роспотребнадзор, прокуратура) или начать судебное разбирательство.