Недовольство обслуживающей дом организацией может стать настоящей головной болью собственников, если своевременно не предпринять действенные меры исправления ситуации. Один из них – досудебный вариант разрешения конфликтных ситуаций путём составления и предъявления претензии.

Претензия в управляющую компанию

Фото 1

Как правило, к составлению претензии в письменном виде приступают, когда устные возмущения не помогают. Наличие этого документа сыграет важную роль в случае перехода рассмотрения дела в жилинспекцию, Роспотребнадзор, прокуратуру или суд. Она имеет силу доказательства предпринятых собственником жилья мер по исправлению и улучшению ситуации.

Образец документа

Специальной формы претензии в виде унифицированного бланка не предусмотрено, однако заявления подобного рода составляются с учётом общих требований к юридическим документам:

  1. В шапке претензии указываются персональные данные должностного лица и полное наименование организации, а ниже – персональные и контактные данные заявителя.
  2. В теле документа без лишних эмоций излагают факты, ссылаясь на регулярную оплату услуг управляющей компании, что может быть подтверждено квитанциями, а также на нарушенные статьи и пункты нормативных актов:
    • Жилищного Кодекса РФ;
    • Правил по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491;
    • Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда, утверждённых Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170, и др.
  3. В требовательной части формулируются сами требования заявителя с указанием сроков принятия мер, а также возможными действиями при оставлении претензии без внимания.
  4. Проставлены дата написания претензии и подпись заявителя.

Скачать и ознакомиться с образцом претензии в управляющую компанию.

В каких случаях составляется?

К основным причинам, побуждающим собственников квартир пожаловаться на нерадивость исполнения обязанностей УК, относят:

  • низкий уровень качества оказанных услуг;
  • нерегулярность выполнения обязанностей, несоблюдение нормативных требований;
  • нарушение подготовки систем жизнеобеспечения к наступлению нового сезона;
  • несоблюдение правил созыва общего собрания;
  • сокрытие отчётных сведений о деятельности УК;
  • присутствие ошибок (случайных или намеренных) в расчётных квитанциях.

Как правильно написать?

При составлении документа следует руководствоваться приведённым образцом и нормами деловой этики. Основное требование – чёткое и аргументированное изложение фактов и требований, эмоциональность в документах подобного рода неуместна. Следует помнить и о некоторых нюансах, учитывающих основное требование заявителя.

О возмещении ущерба

Настаивать на возмещении ущерба логично в следующих случаях:

  1. Квартиру затопило вследствие износа общедомовых коммуникаций.
  2. Припаркованный во дворе автомобиль пострадал от упавшего старого дерева.
  3. На проходящего мимо жильца упала сосулька с крыши и пр.

В каждом из этих и подобных случаях потребуется доказательство вины управляющей компании, что зачастую требует привлечения независимого эксперта, определяющего причинно-следственные связи и сумму ущерба.

О перерасчёте платы

При некорректном начислении платежей за коммунальные услуги (по завышенным тарифам, например) следует воспользоваться своим правом и составить заявление с требованием провести перерасчёт. К таким документам следует приложить оплаченные квитанции и другие документы, подтверждающие изложенные в претензии обстоятельства дела.

Настаивают на перерасчёте и в следующих случаях:

  • подавалась горячая вода несоответствующей температуры;
  • температурный режим в помещении не соответствовал нормам;
  • отсутствовала вода определённый промежуток времени;
  • собственник длительное время не проживал в квартире и т.д.

До подачи претензии необходимо заручиться актом, составленным представителем обслуживающей организации на подтверждение данного обстоятельства. При отсутствии представителя акт можно составить самостоятельно, заручившись подписью свидетелей и отразив данный факт в итоговом документе.

Досудебная претензия

Претензия оформляется в двух экземплярах: один – для УК, второй – для заявителя. При этом у собственника должен быть зафиксирован факт подачи, который можно отразить в двух случаях:

  • подать документ лично и дождаться на своём экземпляре визы секретаря о регистрационном номере обращения и дате его приёма;
  • отправить документы почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении.

Ответ на претензию УК

Претензия как элемент досудебного урегулирования конфликта должна быть рассмотрена, а ответ на неё оформлен в письменном виде. В содержании ответного документа должны присутствовать:

  • ссылки на нормативные акты, их статьи и пункты, оправдывающие действия/бездействие обслуживающей организации;
  • перечень принятых мер при согласии с требованиями заявителя либо разумный план устранения недостатков;
  • приложение копий документов – платёжные квитанции, договора подряда и пр.

Срок ответа

Если в самом тексте претензии не указаны разумные сроки рассмотрения и предоставления ответа, то действует период по умолчанию. Он составляет максимально 30 календарных дней с момента получения документа представителем УК. Однако в зависимости от изложенных требований может быть существенно короче – основные сроки представлены в таблице.

Суть запроса

Срок оформления письменного ответа

Перечень проведённых работ, их качество и сроки выполнения 5 рабочих дней
Отказ от претензий с обоснованием причины 3 рабочих дня
Требование перерасчёта или возмещения убытков 10 рабочих дней

Таким образом, при составлении претензии в управляющую компанию следует руководствоваться нормами деловой этики. Требования должны быть аргументированы положениями нормативных актов и доказаны официальными документами – отчёт эксперта, платёжные квитанции и пр. Отсутствие ответа на претензию – повод обратиться вышестоящие инстанции (жилинспекция, Роспотребнадзор, прокуратура) или начать судебное разбирательство.