Вопросы, связанные с ведением дома в юридическом и экономическом плане, решаются совместно жильцами или с привлечением Управляющих организаций. Если последняя инстанция не желает или просто не реагирует на просьбы своих «подопечных», собственникам жилых помещений приходится привлекать надзорную инстанцию в виде прокуратуры или жилищной инспекции.

При этом представители первой государственной структуры в любом случае привлекут вторую для предотвращения или пресечения противоправных действий, нарушающих права и свободы третьих лиц.

Жалоба в государственную жилищную инспекцию

Фото 1

Непосредственно сама жалоба представляет собой письменное прошение, исходящее от жителей многоквартирного дома, которых ограничивают в реализации тех или иных прав.

Исходя из вышесказанного, обязательно важно учесть три основных момента:

  1. Жалоба направляется в виде заявления, к которому прикладываются другие заявления – то есть обязательна письменная форма.
  2. Особо важным моментом считаются доводы заявителя и их обоснование с правовой точки зрения.
  3. Первостепенной задачей должно быть обращение в Управляющую компанию, а уже затем в надзорную инстанцию.

То есть, если обращение гражданина не будет обосновано с точки зрения нарушения норм жилищного законодательства, будет направлено сразу в инспекцию без изложения ее на бумаге, то есть на словах, дополнительных проверок проводиться не будет, за отсутствием нормативного регулирования.

Как правильно написать заявление?

Для начала нужно приготовить чистую бумагу формата А4. Сама жалоба может быть напечатана или написана от руки, главное, чтобы текст был разборчив, а основная мысль основывалась на действующих нормах жилищного законодательства.

Если ранее имелись другие обращения, которые характеризуют руководство управляющей компании, аморальных соседей или недобросовестных исполнителей из энергоснабжающих организаций, обязательно следует приложить копии писем и ответов по возникшим спорам.

Что необходимо обязательно указывать?

Как и любое другое обращение, жалоба в территориальный отдел Федеральной жилищной инспекции, должна быть составлена по всем правилам документооборота и обычаем делового общения. Для этого, как правило, придерживаются следующей последовательности:

  1. Наименование органа, куда подается жалоба – достаточно указать лишь название, но в качестве дополнительного пункта указывается адрес места нахождения (если жалоба направляется почтовым отправлением, то данные сведения помогут при заполнении конверта).
  2. Данные заявителя – фамилия, сведения об имени и, при наличии, отчестве. Следует избегать инициалов, а писать все полно и четко. При желании к почтовому адресу можно добавить контакт «электронного» ящика. В таком случае можно рассчитывать на быстрый ответ.
  3. Наименование обращения – жалоба. В качестве дополнения указывается конкретизация допущенного нарушения (на бездействия управляющей компании, на незаконные действия соседей).
  4. Текст обращения – описание ситуации, основные пункты закона, которые подтверждают нарушения.
  5. Ссылка на нормативные акты и требование устранить незаконные действия и допущенные противоправные и последствия.
  6. Подпись, расшифровка подписи и дата подачи обращения.
  7. Приложение – то есть дополнительная документация, которая подтверждает правильность обращения заявителя.

Сама последовательность остается неизменной, однако ее содержание может быть различной. Если, например, обращается не один гражданин, а группа жильцов, соответственно в «шапке» указанный пункт будет видоизменен на следующую фразу «от жильцов дома №5 по ул. Иванова». Также и с другими основными разделами.

Причины для составления

Чтобы Федеральной жилищной инспекцией жалоба была принята во внимание, важно выбрать тематику проблемы. Как правило, жилищные споры, возникающие в многоквартирном доме, делятся на следующие категории:

  • Проблемы воздействия с управляющими компаниями или товариществами собственников жилья;
  • Споры между жильцами;
  • Вопросы, связанные с оказанием услуг энергоснабжающими организациями;
  • Споры с незаконным начислением оплаты за коммунальные платежи.

Внутри каждой группы может содержаться до 10 аналогичных подгрупп, связанные с конкретной ситуацией и причинами ее возникновения.

Жалоба на управляющую компанию

Самой распространенной темой для разбирательств является неправильная работа управляющей компании, представляющей многоквартирный дом как в решении юридических и технических вопросах, так и в контрольно-распределительных процессах.

Основные жалобы, исходящие от граждан по факту противоправных действий управляющих компаний, состоят в следующем:

  • Отсутствие регулярных собраний для ежегодного отчета перед жильцами за полученные и потраченные денежные средства;
  • Бездействие представительных органов при решении проблем с проведением капитального или текущего ремонта;
  • Начисление средств, несоответствующих действительности;
  • Ограничение в правах пользованием общим имуществом собственников жилья;
  • Завышенное начисление платы за содержание жилого дома;
  • Отсутствие прозрачности в деятельности доверителя – руководителя управляющей компании.

В каждом конкретном случае будут свои доводы и доказательства. Главное подходить к решению проблемы обдуманно и четко. Спонтанные решения и мысли, которые не основываются на процессуальных нормах, не будут рассмотрены по существу и вернутся отправителю обращения.

Жалоба на ТСЖ

В отличие от управляющих компаний, товарищества собственников жилья регулируют деятельность единого дома, то есть представляют конкретный объект недвижимости и его жильцом. Ситуации складываются примерно одинаковые, с единственным различием – правовой формой юридического лица и мерой ответственности, которой наделен доверитель многоквартирного дома.

Жалоба на представителя домовладения

Для некоторых многоэтажек характерно наделение дополнительными полномочиями «старших» по подъезду. В таком случае все его обязанности и права должны быть зафиксированы в установленном законом порядке. Только тогда можно рассчитывать на рассмотрение жалобы в нужном заявителю русле, поскольку у жилищной инспекции будет основание для привлечения специального субъекта к административной ответственности.

Жалоба на соседей

В некоторых случаях незаконные действия лиц, проживающих рядом с заявителем, являются подведомственностью органов внутренних дел или суда.

Так, например, ограничение в пользовании общими помещениями, или незаконная перепланировка вполне подойдут для рассмотрения жилищным инспектором, который впоследствии может самостоятельно организовать административный материал для привлечения виновника к юридической ответственности.

Как подать жалобу?

Существует три способа передачи материалов жалобы для рассмотрения государственным жилищным инспектором:

  • Нарочно – на личном приеме или при передаче документов через канцелярию;
  • Почтой – заказным письмом с простым уведомлением, для отсчета дней, необходимых для ответа;
  • Системой электронного документа – на специальный адрес электронной почты или посредством цифровой подписи внутри программы.

Образец

Если самостоятельно составить текст жалобы представляет определенные затруднения, можно скачать практичный образец.

В заключении стоит отметить необходимость защиты своих прав, как по общим нормам гражданского законодательства, так и в части жилищных полномочий. При любом несоответствии работы управляющих компаний или же противоправном поведении рядом проживающих лиц, обязательно сообщайте об этом сначала в юридический отдел своей организации, ведущей жилой дом, а уже затем в государственную инспекцию (если заявитель не получил того, о чем просил в первоначальном обращении).