Коммерческая деятельность незастрахована от недобросовестных контрагентов, возникновения различных финансовых обстоятельств и других явлений, следствием которых становится появление задолженности по договору поставки. В рамках досудебного урегулирования этого вопроса законодательство допускает предъявление соответствующей претензии.

Претензия по оплате задолженности по договору поставки

Фото 1

Статья 516 Гражданского кодекса РФ обязывает покупателя перечислить денежные средства продавцу в рамках и на условиях заключённого соглашения о поставке товара. Частичная оплата или её полное отсутствие к указанному сроку – один из распространённых предпринимательских рисков.

Гражданское законодательство признаёт судебный порядок разрешения спора, однако зачастую в этом случае о продолжении сотрудничества придётся забыть. Претензионный порядок досудебного разбирательства в гражданском праве не является обязательным, но может быть предусмотрен сторонами при заключении контракта. Для организаций, чьи взаимоотношения лежат в сфере арбитражного права, соблюдение этого порядка является обязательным вне зависимости от содержания соответствующих пунктов договора поставки.

Арбитражный суд вправе отказать в рассмотрении иска, если стороны не предприняли попыток решить разногласия в досудебном порядке через предъявление претензий (часть 5 статьи 4 АПК РФ).

Форма претензии

Законодатель не регламентирует форму предъявления претензии, однако в случае судебного разбирательства потребуется представить доказательство, что она имела место быть. Оптимальный вариант – письменная форма, отправленная по почте заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения.

На что обращать внимание?

Основной документ, необходимый для грамотного составления претензии на оплату задолженности, – договор поставки товара. Если он содержит детальное освещение порядка претензионного урегулирования разногласий, то следует соблюдать все пункты:

  • по срокам предъявления и получения ответа;
  • по штрафным санкциям;
  • по содержанию документа и пр.

Во всех остальных случаях руководствуются нормами гражданского и арбитражного права, а также сложившейся судебной практикой по данному вопросу.

Требования к составлению

Претензия имеет силу официального документа, а значит, при её составлении следует руководствоваться общими требованиями. Поскольку речь в тексте идёт о финансовой стороне вопроса, то необходимо предусмотреть в содержании и специфичные пункты. Содержание тех и других представлено в таблице.

Общие требования

Специфичные пункты

указание в шапке персональных и контактных данных отправителя и получателя документа обоснование нарушений положениями договора поставки
изложение сути грамотно, лаконично и юридически обосновано расчёт процентов по просроченным платёжным обязательствам согласно нормам статьи 395 ГК РФ
визирование подписью и печатью должностного лица расчёт итоговой суммы для оплаты контрагентом в указанный срок

Порядок выставления

Порядок вручения претензии практически не регламентирован законодательно, но может быть детализирован непосредственно в договоре о поставке. При его составлении, а также в случае отсутствия таких положений в контракте при наступлении подобной ситуации руководствуются правилами сложившейся судебной практики:

  • соблюдение сроков направления;
  • письменная форма предъявления;
  • изложение всех требований, в том числе и на оплату неустойки;
  • отправка почтовым отправлением или личное вручение под роспись.

В каких случаях составляют?

Возникновение задолженности по оплате поставленных товарно-материальных ценностей – единственный случай для предъявления претензии к контрагенту. При этом сроки оплаты должны быть чётко прописаны в самом контракте: в день поставки, в течение определённого периода с момента поставки, с рассрочкой платежа и т.д.

Именно нарушение этого пункта договорных обязательств и является основанием для решения разногласия без привлечения судебной инстанции.

По каким договорам?

Договора поставки товара, а также контракты по иным сделкам, в ходе проведения которых возможно неосновательное обогащение одной из сторон, должны содержать порядок досудебного урегулирования разногласий. В противном случае придётся руководствоваться общепринятой практикой. Но без попыток уладить дело путём переговоров арбитражный суд не примет иск к рассмотрению по существу.

Сроки предъявления

Срок отправки претензии недобросовестному контрагенту не регламентирован в привычном понимании. Как правило, исчисление начинают от момента обнаружения правонарушения. В этом же случае Арбитражно-процессуальный кодекс содержит единственное указание – за 30 календарных дней до обращения в суд. Однако договором может быть установлен и иной порядок предъявления. В этом случае следует руководствоваться положениями контракта о поставке.

Как ответить на претензию?

Фото 2

После получения требований контрагента погасить задолженность и оплатить неустойку необходимо предпринять меры по устранению возникшего обстоятельства. А вот давать письменный ответ в случае согласия с ситуацией или полного её игнорирования обязательств нет. Однако деловой этикет требует отреагировать на претензию.

Содержание ответа

Содержание ответа зависит от признания или отказа от предъявленных контрагентом требований:

  • полное признание обоснованности требований и обязательства по погашению задолженности;
  • частичное признание требование и предложение варианта урегулирования разногласий;
  • отказ от заявленных нарушений;
  • предложение провести согласительные процедуры;
  • выдвижение встречных требований к контрагенту.

Сроки

Законодатель не ограничивает срок подготовки ответа, однако этот пункт может быть детализирован сторонами при заключении контракта. В этом случае следует руководствоваться указанным в нём периодом. Если и здесь продолжительность предъявления ответа не оговорена, то руководствуются принципом разумности, согласно которому на подготовку ответа достаточно 30 календарных дней.

Срок оплаты

В случае со сроком исполнения обязательств статья 314 Гражданского кодекса РФ определяет период в 7 календарных дней. Однако договором поставки может быть предусмотрен иной период, либо срок будет установлен контрагентом, направившим претензию. В случае несогласия с установленным сроком можно выдвинуть встречные предложения в границах разумного временного отрезка с предоставлением гарантийного письма об оплате. При невозможности договориться по этому пункту стороны обращаются в суд.

Таким образом, при нарушении сроков оплаты за поставленный товар поставщик до обращения в суд обязан направить покупателю претензию в письменном виде. Соблюдение этого порядка досудебного урегулирования разногласий позволит решить ситуацию миром. В противном случае каждому из контрагентов предстоит отстаивать свои права в ходе судебного заседания.