С 2017 года в России действует новый закон № 230, регулирующий деятельность коллекторских компаний. Данным нормативным актом определены права и обязанности коллекторов при проведении процедуры взыскания задолженности с физических лиц. Тем не менее, не все коллекторы четко знают свои полномочия и во многих случаях их превышают. Граждане не должны терпеть произвол и противоправные действия со стороны взыскателей. Если имеет место быть нарушение права гражданина, следует обратиться в правоохранительные органы с жалобой.

Куда обращаться?

Фото 1

Чтобы понимать, в какой орган необходимо обращаться с жалобой, важно правильно расценить действия коллекторов. Довольно часто взыскатели с целью «выбивания» денег с неплательщика используют такие методы влияния на него:

  • Звонят по телефону и угрожают;
  • Рассылают СМС и письма с угрозами, оскорблениями;
  • Шантажируют;
  • Преследуют на улице;
  • Пытаются проникнуть в жилье должника;
  • Портят имущество;
  • Применяют физическое насилие.

Вышеописанные действия носят противоправный характер. Кроме того, что коллекторы нарушают все нормы закона № 230, так еще и нарушаются основные конституционные права гражданина:

  • Право на честь и достоинство;
  • Право на неприкосновенность частной жизни;
  • Право на личную неприкосновенность
  • Право на неприкосновенность жилья;
  • Право частной собственности.

В соответствии с Конституцией РФ каждый человек имеет право на защиту своих прав. Гражданин может обратиться с жалобой в государственные органы. В том случае, если коллекторы угрожают или предпринимают более радикальные методы, человек может обратиться в прокуратуру.

До 2017 года в РФ деятельность коллекторов не была урегулирована на законодательном уровне. Это приводило к тому, что совершались многочисленные нарушения с их стороны, а бороться с взыскателями гражданам было очень сложно.

Как написать?

Основной функцией органов прокуратуры  является надзор за исполнением законов, деятельностью государственных органов, юридических и физических лиц. ФЗ № 2201 «О прокуратуре РФ» наделяют граждан возможностью обращения с заявлениями для защиты свои прав. Работники прокуратуры обязаны принять жалобу гражданина и рассмотреть ее в установленные законом сроки.

Форма жалобы в прокуратуру

Жалоба составляется в произвольной форме, поскольку не существует установленного образца этого документа. Она может быть как индивидуальной, так и коллективной. Но в случае с коллекторами, должник должен подать жалобу от своего имени.

Жалоба в прокуратуру подается в двух идентичных экземплярах: один вы отдадите в канцелярию, на втором – работник канцелярии должен сделать отметку о его принятии с указанием даты. В таком случае у заявителя остается документальное подтверждение, что жалоба была принята.

Срок рассмотрения жалобы гражданина составляет 30 дней с момента ее регистрации в прокуратуре. А если обращение не требует дополнительного изучения, то ответ предоставляется в течение 15 дней. Соблюдение сроков строго регламентировано Приказом Генпрокуратуры № 45 от 30.01.2013г.

Что необходимо указать в заявлении?

Жалоба представляет собой заявление, исходящее от гражданина, и описывающее нарушения коллекторов. В заключительной части документа заявитель просит провести проверку законности действий коллекторов, предоставить мотивированный ответ о ходе рассмотрения обращения.

Обязательно указываются следующие сведения:

  • Наименование органа прокуратуры;
  • Адрес органа;
  • ФИО заявителя;
  • Адрес проживания и контактные данные заявителя;
  • В тексте документа описывается суть проблемы: кто, в какой форме совершил нарушение, когда это произошло, какие последствия наступили;
  • Необходимо сослаться на нормативные акты, подтверждающие квалификацию правонарушения и требования заявителя;
  • В конце указываются просьба о проведении проверки на предмет законности действий указанных лиц и принятии мер;
  • Документы, прилагающиеся к жалобе;
  • Дата, подпись.

Анонимные обращения не рассматриваются органами прокуратуры. Поэтому, нужно обязательно указать свои личные данные.

 Основные ошибки граждан, которые допускаются при написании жалобы:

  1. Слишком много текста.

Не стоит составлять жалобу с очень объемным текстом (на 5 и более листов). Документ не должен содержать ненужной информации. Главное четко и по делу описать сложившуюся ситуацию.

  1. Отсутствие доказательств.

Одних слов заявителя может оказаться недостаточно. Чтобы не быть голословным, необходимо подкрепить свои слова доказательствами. Например, если поступали угрозы от коллекторов в телефонном режиме или в виде СМС на телефон, то желательно иметь аудиозаписи разговоров, скриншоты СМС из мобильного телефона. Наличие хорошей доказательной базы дает больше шансов, что к нарушителям будут применены санкции.

  1. Отсутствие конкретики.

В заявлении должны быть указаны данные лиц, которые по мнению заявителя, нарушили его права: их ФИО, название должности и компании, которую они представляли.

Соблюдение вышеперечисленных правил увеличивает шансы на быстрое рассмотрение заявления и удовлетворение требований гражданина.

Ответ на обращение гражданина предоставляется в письменной форме и направляется по адресу, указанному в его заявлении.

Образец жалобы

Гражданин может составить жалобу самостоятельно. Для удобства можно воспользоваться образцом, который представлен ниже.

Скачать образец жалобы на коллекторв в прокуратуру.

Если же возникают трудности при написании документа, то лучше обратиться за помощью к юристу. Правозащитник проконсультирует, какие действия предпринять, даст правовую оценку ситуации, правильно оформить документы.

Имея дело с коллекторами, нужно хорошо знать свои права. Ведь многие люди не знают, как себя защитить, и в результате попадают в неприятные ситуации, когда их права нарушаются. Если действия взыскателей выходят за рамки закона о коллекторской деятельности и других законодательных актов, то не стоит откладывать дело в долгий ящик: как можно скорее нужно обратиться в правоохранительные органы.